ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС SPSS В СОЦИОЛОГИИ И МАРКЕТИНГЕ
Цель: приобретение практических навыков работы с пакетом SPSS, необходимых для самостоятельного анализа и интерпретации данных социологических и маркетинговых исследований.
Преподаватель: ВИНОГРАДОВ АЛЕКСАНДР ГЕННАДИЕВИЧ, кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии НаУКМА
Дата проведения: по мере формирования групп
Место проведения: г.Киев, ул.Шелковичная, 12, компьютерный класс
Время проведения: 10.00 – 15.00
Программа
Тема 1. Измерение. Анализ одной переменной (2 часа лекция)
- измерение, переменные (признаки), типы шкал; дискретные и непрерывные переменные; дихотомические переменные
- случайная величина; вероятность (частотное определение), распределение (дискретный и непрерывный случай), основные распределения (нормальное, Стьюдента, Хи-квадрат, Фишера)
- меры центральной тенденции (мода, медиана, среднее), меры вариации (дисперсия, стандартное отклонение, процентили, индекс качественной вариации), "выбросы" (outliers); одномерная таблица частот и процентов: структура, процент к ответам (valid percent), кумулятивный процент, правила оформления таблицы
- генеральная совокупность, выборка (простая случайная выборка), ошибка выборки, параметр и выборочная статистика, выборочное распределение, стандартная ошибка (для среднего, для процента)
Тема 2. Статистический вывод и проверка статистических гипотез.
2 часа – лекция
- Точечные оценки, интервальные оценки (доверительные интервалы) - построение и интерпретация;
- Статистические гипотезы, значимость различий (двух средних – независимые и зависимые выборки, двух процентов); статистическая значимость и практическая важность
- Однофакторный дисперсионный анализ и множественные сравнения (гипотеза о равенстве нескольких средних)
Тема 3. Введение в работу с SPSS. 2 часа – практическое занятие
- Строение пакета SPSS, типы окон, структура меню, установка и настройка пакета. Автоматизация анализа данных в пакете: синтаксис, скрипт и внешние языки программирования.
- Структура файла данных: наблюдение (case), переменная (variable), матрицы данных «объект х признак», «объект х объект»
- Типы переменных, имя переменной (variable name), метка переменной (variable label), метка значения (value label), отсутствующее значение (missing value). Редактирование свойств переменных.
- Определение структуры данных при помощи синтаксиса, импорт и экспорт данных.
- Работа с окном вывода результатов, подготовка отчета и презентации.
Тема 4. Управление выборкой и данными. Проверка статистических гипотез – 2 часа– практическое занятие
- Создание новых переменных. Категоризация непрерывных переменных, перекодировка, условные преобразования. Кодирование открытых вопросов.
- Отбор наблюдений по условию (построение фильтров) и расслоение массива
- Взвешивание выборки
- Объединение файлов данных, изменение структуры данных.
- Проверка статистических гипотез: равенство двух средних, равенство двух процентов (процедура GLM, z-критерий)
- Однофакторный дисперсионный анализ и попарные сравнения нескольких групп (процедура GLM). Корреляционное отношение
Тема 5. Анализ связи двух переменных – 2 часа лекция
- Двумерная таблица частот и процентов (таблица сопряженности): структура таблицы, ожидаемые значения частот, остатки и критерий хи-квадрат.
- Понятие связи, различные модели связи, коэффициенты связи для двух дискретных переменных, их достоинства и недостатки; значимость коэффициентов связи.
- Коэффициент линейной корреляции Пирсона, непараметрические коэффициенты корреляции Спирмена и Кендалла. Корреляция и причинность, значимость коэффициента корреляции;
Тема 6. Построение и анализ двумерных таблиц. Построение и анализ корреляционной матрицы в SPSS
4 часа – практическое занятие
- процедуры CROSSTAB, CUSTOM TABLES и CORRELATE в SPSS
- использование контрольных переменных в процедуре CROSSTAB
- значимость различий двух процентов, анализ остатков в таблице сопряженности
Тема 7. Парная и множественная линейная регрессия 2 часа – лекция
- Множественная регрессия, множественная корреляция, частная корреляция, отбор независимых переменных, анализ остатков, оценки соответствия для регрессионной модели
- Использование фиктивных (dummy) переменных в регрессионном анализе
Тема 8. Методы факторного и кластерного анализа 2 часа – лекция
- Задачи ФА, требования к данным, разведывательный и подтверждающий ФА
- Основное предположение факторного анализа (ФА), модель факторного анализа
- Методы извлечения факторов (главные компоненты и главные факторы), определение количества факторов
- Структура матрицы факторных нагрузок, методы ортогонального вращения, интерпретация факторной структуры, вычисление факторных значений
- Собственные значения факторов, общности переменных, оценки соответствия факторной модели
- Задача автоматической классификации объектов, модель кластерного анализа (КА), характеристики кластеров
- Расстояние, вычисление расстояния для различных типов шкал, классификация объектов и классификация переменных
- Иерархический КА, методы объединения кластеров, определение количества кластеров, анализ и интерпретация кластерной структуры, оценка надежности кластерной структуры
- Метод “быстрого кластера”, параметры и особенности метода, способы задания начальных центров кластеров
Тема 9. Множественная линейная регрессия в SPSS 2 часа – практическое занятие
- Вычисление коэффициентов частной корреляции
- Процедура LINEAR REGRESSION, пошаговые методы автоматического отбора независимых переменных, процедура GLM
Тема 10. Факторный и кластерный анализ в SPSS 6 часов – практическое занятие
- Примеры использования факторного анализа в социологических исследованиях - процедура Factor
- Примеры использования методов автоматической классификации в социологических исследованиях – процедуры CLUSTER и K-means CLUSTER
Форма навчання – денна. Навчання платне. По завершенні навчання видається Свідоцтво Вищої школи соціології при Інституті соціології.
Для отримання більш докладної інформації та умови співпраці телефонуйте 044- 255-60-56 або 067-503-03-76, пишіть на e-mail: school@i-soc.org.ua
Для реєстраціїї необхідно заповнити анкету