Національна Академія наук України
АРСЕЕНКО Анатолий Григорьевич,
кандидат исторических наук,
ведущий научный сотрудник Института социологии НАНУ,
имеет опыт организации дипломатического протокола
в дипломатических представительствах Украины в США и Канаде.
Прошел научную стажировку в Джорджтаунском, Корнелльском,
Висконсинском, Калифорнийском университетах США
Цель: ознакомить слушателей с основными нормами и требованиями соблюдения этики и протокола в бизнесе и привить практические навыки по этим вопросам.
Тема 1. Современная этика бизнеса и этикет делового человека
2 часа
Современные представления о культурном поведении делового человека. Вербальное и реальное поведение. Эстетичный вкус. Типология основных вкусов. Шесть главных заповедей делового этикета. Предприниматель и менеджер как носители общечеловеческой и деловой культуры. Имидж делового человека. Особенности этики деловой женщины и взаимоотношений на работе. Нормы поведения в трудовом коллективе. Этика делового общения в сфере бизнеса.
Тема 2. Основные функции, элементы и этапы коммуникационного процесса
2 часа
Понятие и предмет деловой коммуникации. Роль и функции коммуникационного процесса в обеспечении производственных задач и создании благоприятного нравственно-психологического климата. Формальные и неформальные каналы коммуникации и распространение информации. Главные элементы и этапы в процессе обмена информацией в деловой организации. Научные основы коммуникационного процесса в контексте общей теории систем. Общекультурная функция деловой коммуникации и ее связь с деловой этикой и протоколом.
Тема 3. Культура деловых отношений и социального взаимодействия в бизнесе
2 часа
Деловая атрибутика и деловая одежда. Правила оформления и использования визитных карточек. Культура и порядок осуществления деловых визитов, деловой переписки и телефонных разговоров. Технология и психология делового общения с партнерами и коллегами. Умение говорить, слушать, задавать вопросы, отвечать на них и управлять эмоциями. Общепринятые правила обмена подарками и сувенирами.
2 часа
Западноевропейский, русский, украинский и советский этикет в историческом контексте. Простота и демократичность – характерные особенности современного делового этикета. Требования гуманного отношения к людям, в особенности к представителям разных социальных статусов, этнических групп и национальных меньшинств. Вежливость, корректность, любезность, деликатность, тактичность, скромность, обязательность и пунктуальность как главные элементы общечеловеческой культуры. Целесообразность действий, эстетичная привлекательность поведения, народные традиции и обычаи как основные принципы современного этикета.
Тема 5. Специфические особенности поведения деловой женщины на работе
2 часа
Особенности женского поведения, социализации и коммуникации в трудовом коллективе. Имидж и деловая одежда женщины-предпринимателя, менеджера, служащего. Умение предотвращать, разрешать и преодолевать конфликтные и стрессовые ситуации на рабочем месте. Особенности общения и отношений между мужчиной и женщиной на работе. Защита деловых интересов и человеческого достоинства женщины в современном офисе.
Тема 6. Психология делового общения и межличностных отношений в офисе
2 часа
Основные причины возникновения конфликтов на работе. Пять стилей решения конфликтов в соответствии с методом Томаса-Килменна. Стиль конкуренции. Стиль уклонения. Стиль приспособления. Стиль сотрудничества. Стиль компромисса. Основные этапы разрешения конфликта. Рекомендации относительно предотвращения психологического напряжения в трудовом коллективе. Организационная культура, трудовая этика работников и социальная ответственность бизнеса.
Тема 7. Протокольные вопросы организации работы с зарубежной делегацией
2 часа
Подготовка программы пребывания зарубежной делегации. Основные элементы программы с учетом национальных особенностей иностранных гостей. Порядок встречи в аэропорту, на железнодорожном вокзале и т.п.. Процедура рассаживания в автомобиле и расположение в отеле членов делегации, жен и обслуживающего персонала. Контроль за выполнением деловой и культурной части программы. Организация проводов зарубежной делегации.
Тема 8. Порядок подготовки и проведение деловых встреч и бесед
2 часа
Определение предмета, места проведения, времени, количественного и персонального состава участников деловой встречи и беседы. Подготовка досье, справок, бекграундов, материалов для обсуждения и проектов документов. Подготовка помещения. Процедура представления участников встречи и порядок рассадки их за столом. Организация перевода на иностранные языки. Основные требования к оформлению записи беседы и других документов.
Тема 9. Позиционный и принципиальный подходы к проведению переговоров
2 часа
Определение содержания и целей переговоров. Подготовка к переговорам. Разработка тактической линии поведения на переговорах. Преимущества и недостатки позиционного торга. Стратегия принципиального подхода к проведению переговоров (гарвардский метод). Практика согласования повестки дня и последовательности рассмотрения вопросов на переговорах. Определение интересов сторон. Стили и типы поведения на переговорах. Тема 10. Стратегия и тактические приемы в деловом переговорном процессе
2 часа
Психологические аспекты переговорного процесса. Тактика давления на деловых переговорах и основные приемы рациональной самозащиты. Формы невербального поведения и неязыкового общения на переговорах. Рассмотрение взаимовыгодных вариантов. Формы и методы сближения позиций в поисках компромисса. Кризисные ситуации на переговорах и способы их развязки. Подготовка и одобрение итоговых документов.
Тема 11. Характеристика, содержание и основные виды деловых приемов и банкетов
2 часа
Роль и значение приемов в развитии и углублении деловых контактов, обмена мнениями и полезной информацией. Общепринятые правила проведения приемов по случаю национальных праздников, годовщин разных событий на двусторонней или многосторонней основе, в честь пребывания в стране зарубежной делегации. Дневные и вечерние приемы. Основные виды приемов: бокал шампанского, завтрак, обед, обед-буфет, ужин, а ля фуршет, коктейль.
Тема 12. Порядок подготовки, организации и проведение деловых приемов
2 часа
Главные элементы подготовки к проведению приема. Общие требования к форме приглашения на прием, времени и способа их распространения. Устные и письменные ответы на приглашения. Особенности проведения разных видов приемов. Порядок встречи, обслуживания гостей и провозглашения тостов и речей. Общие требования к форме одежды на дневных и вечерних протокольных мероприятиях. Правила этикета на деловых приемах.
Тема 13. Правила сервировки стола и принципы рассадки гостей за столом
2 часа
Основные предметы и правила сервировки стола. Порядок расположения столовых приборов, бокалов для коктейлей и рюмок для спиртных напитков на банкетном столе. Особенности и разные варианты рассадки гостей за столом на мужских, женских и смешанных приемах. Правила пользования столовыми приборами и салфетками. Использование цветов для украшения стола. Правила встречи и знакомства гостей.
Тема 14. Столовый этикет и правила поведения деловых людей за столом
2 часа
Общепринятые нормы этикета за столом. Порядок и последовательность подачи и употребления разных блюд и напитков. Требования к соблюдению хороших застольных манер. Формы проявления внимания и уважения к хозяевам приема и гостям. Как правильно и красиво есть разные кушанья и пить разные напитки. Правила участия в разговоре за столом. Запрещенные темы для обсуждения за столом. Правила проводов и прощания гостей с хозяевами.
Тема 15. Основные требования к современной деловой корреспонденции
2 часа
История и современность письменного общения в мире бизнеса. Унификация и стандартизация языка деловой переписки. Классификация современной деловой корреспонденции. Общеупотребительные и специфические правила деловой переписки в разных странах. Пунктуальность и доброжелательность в переписке с деловыми партнерами и клиентами.
Тема 16. Оформление деловой переписки и порядок работы с письмами
2 часа
Общие правила подготовки проекта и редактирования делового письма. Главные реквизиты письма (заголовок, дата, адрес получателя, обращение, основной текст, заключительная формула вежливости, подпись). Оформление бланков письма и конвертов. Порядок работы с письмами, которые поступают в организацию. Контроль за исполнением резолюции руководителя и своевременной подготовкой проекта ответа.
Тема 17. Основы культуры и мастерства провозглашения деловой речи
2 часа
Значение языка как средства общения в деловом мире. Выбор темы, определение общей цели и конкретной целевой установки деловой речи. Сбор и обобщение материалов. Основные требования к названию речи. Использование примеров, сравнений и статистических данных в речи. Подготовка, редактирование и использование конспекта речи. Вступление, основная часть и вывод в деловой речи. Виды подготовки к выступлению. Голос, произношение и артикуляция. Внешность оратора.
Тема 18. Специфика подготовки информационной и агитационной речи
2 часа
Учет интересов аудитории. Элементы новизны и драматизма. Порядок и динамика поступательного движения информации. Объяснение терминологии. Основные принципы планирования деловой речи. Логическое и психологическое влияние агитационной речи. Использование логических доказательств и методов индукции и дедукции в аргументации. Использование примеров и повторений в мотивации. Ошибки в соображениях, неприемлемые в деловой речи.
Практические занятия:
1. Правила поведения и хорошего тона в современном деловом мире 4 ч.
2. Главные принципы проведения деловых встреч, разговоров и переговоров 4 ч.
3.Анализ главных причин возникновения конфликтных ситуаций в трудовом коллективе и методы их предотвращения, разрешения и преодоления 4 ч.
Тест: “Методика динамики способов реагирования конфликтных ситуаций”
Тест: “Самооценка собственного потенциала для работы в сфере посредничества”
4. Формы и методы преодоления кризисных ситуаций в переговорном процессе
Поиск альтернативных вариантов разрешения противоречивых проблем и достижения консенсуса 4 ч.
Тест: “Умеете ли Вы достигать успеха в переговорном процессе”
Тест: “Не слишком ли Вы агрессивны на работе и дома”
Форма обучения: дневная, вечерняя.
Начало занятий: по мере формирования групп.
Тематика тренинга формируется с учетом пожеланий слушателей.
Возможны корпоративные тренинги.
По окончании выдается Свидетельство Высшей школы социологии при Институте социологии НАН Украины.
Действует система скидок, оплата в кредит.