«Діловий етикет і протокол»

АРСЕЕНКО Анатолий Григорьевич, 
кандидат исторических наук, 
ведущий научный сотрудник Института социологии НАНУ, 
имеет опыт организации дипломатического протокола 
в дипломатических представительствах Украины в США и Канаде. 
Прошел научную стажировку в Джорджтаунском, Корнелльском, 
Висконсинском, Калифорнийском университетах США

ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ И ПРОТОКОЛ

Цель: ознакомить слушателей с основными нормами и требованиями соблюдения этики и протокола в бизнесе и привить практические навыки по этим вопросам.

Раздел 1. Общие вопросы истории и теории деловой этики и протокола

Тема 1. Современная этика бизнеса и этикет делового человека 
2 часа 
Современные представления о культурном поведении делового человека. Вербальное и реальное поведение. Эстетичный вкус. Типология основных вкусов. Шесть главных заповедей делового этикета. Предприниматель и менеджер как носители общечеловеческой и деловой культуры. Имидж делового человека. Особенности этики деловой женщины и взаимоотношений на работе. Нормы поведения в трудовом коллективе. Этика делового общения в сфере бизнеса. 

Тема 2. Основные функции, элементы и этапы коммуникационного процесса 
2 часа 
Понятие и предмет деловой коммуникации. Роль и функции коммуникационного процесса в обеспечении производственных задач и создании благоприятного нравственно-психологического климата. Формальные и неформальные каналы коммуникации и распространение информации. Главные элементы и этапы в процессе обмена информацией в деловой организации. Научные основы коммуникационного процесса в контексте общей теории систем. Общекультурная функция деловой коммуникации и ее связь с деловой этикой и протоколом.

Раздел 2. Правила поведения и хорошего тона в современном деловом мире

Тема 3. Культура деловых отношений и социального взаимодействия в бизнесе 
2 часа 
Деловая атрибутика и деловая одежда. Правила оформления и использования визитных карточек. Культура и порядок осуществления деловых визитов, деловой переписки и телефонных разговоров. Технология и психология делового общения с партнерами и коллегами. Умение говорить, слушать, задавать вопросы, отвечать на них и управлять эмоциями. Общепринятые правила обмена подарками и сувенирами.

Тема 4. Деловые люди как носители общечеловеческой и деловой культуры

2 часа 
Западноевропейский, русский, украинский и советский этикет в историческом контексте. Простота и демократичность – характерные особенности современного делового этикета. Требования гуманного отношения к людям, в особенности к представителям разных социальных статусов, этнических групп и национальных меньшинств. Вежливость, корректность, любезность, деликатность, тактичность, скромность, обязательность и пунктуальность как главные элементы общечеловеческой культуры. Целесообразность действий, эстетичная привлекательность поведения, народные традиции и обычаи как основные принципы современного этикета. 

Тема 5. Специфические особенности поведения деловой женщины на работе 
2 часа 
Особенности женского поведения, социализации и коммуникации в трудовом коллективе. Имидж и деловая одежда женщины-предпринимателя, менеджера, служащего. Умение предотвращать, разрешать и преодолевать конфликтные и стрессовые ситуации на рабочем месте. Особенности общения и отношений между мужчиной и женщиной на работе. Защита деловых интересов и человеческого достоинства женщины в современном офисе. 

Тема 6. Психология делового общения и межличностных отношений в офисе 
2 часа 

Основные причины возникновения конфликтов на работе. Пять стилей решения конфликтов в соответствии с методом Томаса-Килменна. Стиль конкуренции. Стиль уклонения. Стиль приспособления. Стиль сотрудничества. Стиль компромисса. Основные этапы разрешения конфликта. Рекомендации относительно предотвращения психологического напряжения в трудовом коллективе. Организационная культура, трудовая этика работников и социальная ответственность бизнеса.

Раздел 3. Главные принципы проведения деловых встреч и переговоров

Тема 7. Протокольные вопросы организации работы с зарубежной делегацией 
2 часа 

Подготовка программы пребывания зарубежной делегации. Основные элементы программы с учетом национальных особенностей иностранных гостей. Порядок встречи в аэропорту, на железнодорожном вокзале и т.п.. Процедура рассаживания в автомобиле и расположение в отеле членов делегации, жен и обслуживающего персонала. Контроль за выполнением деловой и культурной части программы. Организация проводов зарубежной делегации. 

Тема 8. Порядок подготовки и проведение деловых встреч и бесед 
2 часа 

Определение предмета, места проведения, времени, количественного и персонального состава участников деловой встречи и беседы. Подготовка досье, справок, бекграундов, материалов для обсуждения и проектов документов. Подготовка помещения. Процедура представления участников встречи и порядок рассадки их за столом. Организация перевода на иностранные языки. Основные требования к оформлению записи беседы и других документов. 

Тема 9. Позиционный и принципиальный подходы к проведению переговоров 
2 часа 

Определение содержания и целей переговоров. Подготовка к переговорам. Разработка тактической линии поведения на переговорах. Преимущества и недостатки позиционного торга. Стратегия принципиального подхода к проведению переговоров (гарвардский метод). Практика согласования повестки дня и последовательности рассмотрения вопросов на переговорах. Определение интересов сторон. Стили и типы поведения на переговорах. Тема 10. Стратегия и тактические приемы в деловом переговорном процессе 
2 часа 

Психологические аспекты переговорного процесса. Тактика давления на деловых переговорах и основные приемы рациональной самозащиты. Формы невербального поведения и неязыкового общения на переговорах. Рассмотрение взаимовыгодных вариантов. Формы и методы сближения позиций в поисках компромисса. Кризисные ситуации на переговорах и способы их развязки. Подготовка и одобрение итоговых документов.

Раздел 4. Подготовка, организация и проведение протокольных мероприятий

Тема 11. Характеристика, содержание и основные виды деловых приемов и банкетов 
2 часа 

Роль и значение приемов в развитии и углублении деловых контактов, обмена мнениями и полезной информацией. Общепринятые правила проведения приемов по случаю национальных праздников, годовщин разных событий на двусторонней или многосторонней основе, в честь пребывания в стране зарубежной делегации. Дневные и вечерние приемы. Основные виды приемов: бокал шампанского, завтрак, обед, обед-буфет, ужин, а ля фуршет, коктейль. 

Тема 12. Порядок подготовки, организации и проведение деловых приемов 
2 часа 
Главные элементы подготовки к проведению приема. Общие требования к форме приглашения на прием, времени и способа их распространения. Устные и письменные ответы на приглашения. Особенности проведения разных видов приемов. Порядок встречи, обслуживания гостей и провозглашения тостов и речей. Общие требования к форме одежды на дневных и вечерних протокольных мероприятиях. Правила этикета на деловых приемах. 

Тема 13. Правила сервировки стола и принципы рассадки гостей за столом 
2 часа 
Основные предметы и правила сервировки стола. Порядок расположения столовых приборов, бокалов для коктейлей и рюмок для спиртных напитков на банкетном столе. Особенности и разные варианты рассадки гостей за столом на мужских, женских и смешанных приемах. Правила пользования столовыми приборами и салфетками. Использование цветов для украшения стола. Правила встречи и знакомства гостей. 

Тема 14. Столовый этикет и правила поведения деловых людей за столом 
2 часа 

Общепринятые нормы этикета за столом. Порядок и последовательность подачи и употребления разных блюд и напитков. Требования к соблюдению хороших застольных манер. Формы проявления внимания и уважения к хозяевам приема и гостям. Как правильно и красиво есть разные кушанья и пить разные напитки. Правила участия в разговоре за столом. Запрещенные темы для обсуждения за столом. Правила проводов и прощания гостей с хозяевами.

Раздел 5. Основы культуры деловой письменной и устной коммуникации

Тема 15. Основные требования к современной деловой корреспонденции 
2 часа 

История и современность письменного общения в мире бизнеса. Унификация и стандартизация языка деловой переписки. Классификация современной деловой корреспонденции. Общеупотребительные и специфические правила деловой переписки в разных странах. Пунктуальность и доброжелательность в переписке с деловыми партнерами и клиентами. 

Тема 16. Оформление деловой переписки и порядок работы с письмами 
2 часа 
Общие правила подготовки проекта и редактирования делового письма. Главные реквизиты письма (заголовок, дата, адрес получателя, обращение, основной текст, заключительная формула вежливости, подпись). Оформление бланков письма и конвертов. Порядок работы с письмами, которые поступают в организацию. Контроль за исполнением резолюции руководителя и своевременной подготовкой проекта ответа. 

Тема 17. Основы культуры и мастерства провозглашения деловой речи 
2 часа 
Значение языка как средства общения в деловом мире. Выбор темы, определение общей цели и конкретной целевой установки деловой речи. Сбор и обобщение материалов. Основные требования к названию речи. Использование примеров, сравнений и статистических данных в речи. Подготовка, редактирование и использование конспекта речи. Вступление, основная часть и вывод в деловой речи. Виды подготовки к выступлению. Голос, произношение и артикуляция. Внешность оратора. 

Тема 18. Специфика подготовки информационной и агитационной речи 
2 часа 
Учет интересов аудитории. Элементы новизны и драматизма. Порядок и динамика поступательного движения информации. Объяснение терминологии. Основные принципы планирования деловой речи. Логическое и психологическое влияние агитационной речи. Использование логических доказательств и методов индукции и дедукции в аргументации. Использование примеров и повторений в мотивации. Ошибки в соображениях, неприемлемые в деловой речи. 

Практические занятия: 
1. Правила поведения и хорошего тона в современном деловом мире 4 ч. 
2. Главные принципы проведения деловых встреч, разговоров и переговоров 4 ч. 
3.Анализ главных причин возникновения конфликтных ситуаций в трудовом коллективе и методы их предотвращения, разрешения и преодоления 4 ч. 
Тест: “Методика динамики способов реагирования конфликтных ситуаций” 
Тест: “Самооценка собственного потенциала для работы в сфере посредничества” 
4. Формы и методы преодоления кризисных ситуаций в переговорном процессе 
Поиск альтернативных вариантов разрешения противоречивых проблем и достижения консенсуса 4 ч. 
Тест: “Умеете ли Вы достигать успеха в переговорном процессе” 
Тест: “Не слишком ли Вы агрессивны на работе и дома” 

Форма обучения: дневная, вечерняя. 
Начало занятий: по мере формирования групп. 
Тематика тренинга формируется с учетом пожеланий слушателей. 
Возможны корпоративные тренинги. 

По окончании выдается Свидетельство Высшей школы социологии при Институте социологии НАН Украины. 
Действует система скидок, оплата в кредит.